Как подготовиться к поездке

Хорошая подготовка отнюдь не сводится к покупке туристической путевки, билетов, к сбору вещей, к выбору той обуви, которая поудобнее, и той юбки, которая подлиннее. Прежде чем ехать в тот или иной монастырь, желательно заранее ознакомиться с его историей и современным состоянием, а поскольку история обители бывает тесно связана с именем того или иного подвижника, то и с личностью этого подвижника. Проще всего найти информацию во всемирной паутине. Монастыри, а также города, являющиеся центрами паломничества, имеют свои сайты.

Зачем читать что-то заранее, ведь экскурсовод все расскажет? По трем причинам. Во-первых, познакомившись заранее с монастырем по материалам в интернете, мы можем сформулировать для себя, зачем мы туда едем, что мы хотим там увидеть. Во-вторых, мы можем заранее помолиться тому святому, жизнь которого тесно связана  с обителью. В-третьих, если мы заранее знакомимся с монастырем по доступным источникам и потом слушаем экскурсовода, то мы в итоге приобретаем более «объемное» представление об обители. В противоположность этому, если мы полагаемся только на экскурсовода, то мы в итоге выносим из поездки только те знания, которые почерпнули из экскурсии. Но экскурсии бывают поверхностные, да и условия, в которых проходят экскурсии, не всегда дают возможность все услышать и все понять (например, когда бывает один экскурсовод на 50 человек).

Второй аспект подготовки, помимо ознакомления с материалом предстоящей поездки, — это молитвенная подготовка к встрече со святыней. Акафисты, каноны и молитвы ко святым можно также найти до поездки, и есть все основания просить угодника Божия, подвизавшегося в той обители, которую мы намечаем в качестве цели поездки, помочь нам в наших нуждах.

Как вести себя в поездке

В монастыре нужно вести себя скромно. Нежелательно есть в храме, ходить по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры. Святое место требует скромности в одежде. Женщины должны быть в длинных юбках и с покрытой головой.

Лучше всего использовать время поездки для участия в богослужениях и Таинствах Церкви. К сожалению, часто паломничества превращаются в экскурсионные поездки: группы православных туристов мечутся от одних мощей к другим, от одного святого источника к другому, что благочестиво само по себе, но в отрыве от молитвы и богослужения теряет смысл и, что еще хуже, приобретает магический характер.

Опыт паломнических поездок дает немало иллюстраций, чтобы подкрепить эти слова. Так, в Дивеевском монастыре одна паломница в монастыре спрашивает другую:

— Ты сухарики батюшки Серафима купила?

— Купила.

— А маслице от лампадки взяла?

— Взяла.

— А травы от канавки?

— Да, тоже взяла.

— А землицы?

— А где дают землицу?

— А ты сама берешь. Подходишь вон туда и берешь. А на дальний источник ездила?

— Нет, не ездила.

— Обязательно съезди. Там вода, знаешь, какая сильная? Ух, какая сильная! Серебра в ней много. Все грехи и болезни снимает. Обязательно съезди.

Едва ли стоит пояснять просвещенному читателю, что вода из святых источников не снимает грехи. А приобретенные килограммы сухариков, травки, землицы, маслица и литры святой водички превращаются в православные фетиши, которыми так соблазнительно заменить подлинное духовное делание.

Вообще во время паломничества полезно было бы, по возможности, избегать суеты, толчеи и длительного пребывания в магазинах, где наше внимание рассеивается.

Так что дай нам Бог провести время паломничества с пользой для души и без лишних искушений.

Как обратиться к священнику

Многие люди сейчас отправляются в паломнические поездки впервые и даже не знают, как подойти к священнику. В православной традиции миряне при встрече со священнослужителем просят  благословение. Для этого нужно положить правую ладонь на левую, получить благословение и приложиться к священной руке в знак почтения к священному сану. Обращаются к священнику со словом «батюшка» или «отец». Обычно после слова «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К настоятелю храма (монастыря) можно обращаться – «отец настоятель».

Как ставить свечу

Свечи нужно ставить с молитвой и благоговением. Обычно ставят несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, к образу Спасителя или Богородицы, к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — об упокоении усопших. Сколько свечей ставить перед чудотворной иконой — целиком на ваше усмотрение. Иногда можно видеть, как паломники зажигают сразу десятка по два свечей, — они выполняют благочестивую просьбу родных и близких, которые не смогли приехать, но поручили им поставить свечу от своего имени. Если в подсвечнике нет свободного места — попросите дежурного по храму поставить свечи во время службы. Не смущайтесь, если вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы, — жертва уже принята Богом.

Как подойти к святой раке и чудотворной иконе

Подходить к любой святыне нужно с молитвой и благоговением в духовной и телесной чистоте. Подходя к святым мощам, обычно делают два поклона, потом прикладываются к раке. Потом — снова поклон. (Поклоны могут быть поясные или земные, когда человек становится на колени и касается головой земли). Если за вами стоит очередь людей, также желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не стойте возле нее очень долго.

Время после паломнической поездки 

Будем хранить молитвенную память о посещенной святыне. Во время поездки, когда мы прикладывались к мощам, молились святому вместе с братией или сестрами монастыря, состоялась наша встреча с человеком, который вошел в радость Царствия Небесного. Как бывает, когда мы познакомились с кем-то живым, мы поддерживаем с ним потом общение, ходим в гости, намечаем совместные дела, так же и в отношении святого можно сказать, что он теперь наш небесный друг и заступник, и что мы продлеваем нашу встречу с ним в вечность, где, надеемся, будем с Господом и с ним. Паломничества ценны именно тем, что обогащают нашу жизнь встречами с гражданами Небесного Иерусалима — города, к которому и наши сердца подлинно стремятся.

Что все это означает практически? Это означает, прежде всего, что мы будем молиться этому святому, перед мощами которого мы преклонили колени, во всю предстоящую жизнь, памятуя о поездке к нему в гости — в обитель, где он подвизался. Тогда, есть надежда, время, проведенное в паломничестве, будет для нас духовным приобретением, ценность которого переоценить невозможно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика