ВЛАДИМИР

 

Помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси? Долгое время город был политическим, историческим и культурным центром, он имеет богатую многовековую историю. Располагаясь на высоком берегу Клязьмы, Владимир может похвастать панорамными видами на реку и окрестности – впечатляющее зрелище.

Визитной карточкой Владимира считаются Золотые ворота. Въезжая в старый город, мы проезжаем под ними, любуясь их величием и красотой. Построены они были в середине XII века и представляют собой белокаменную арку, над которой высится надвратная церковь. В давние времена к арке с двух сторон примыкали крепостные валы, частично сохранившиеся до сих пор. Они возводились с оборонительной целью – защищать город от вторжений.

Основные архитектурные достопримечательности Владимира построены еще в XII веке и сохранились по сей день! Успенский собор

Главная православная святыня Владимира, созданная мастерами-каменщиками еще до монголо-татарского нашествия и дошедшая до нас, – Успенский собор. Он расположен в самом центре города, на Соборной площади. Это архитектурная доминанта и исторический центр города.

Именно в стенах Успенского собора во Владимире венчались на княжение владимирские и московские князья, здесь сохранились фрески, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева!

Слева от царских врат иконостаса вы увидите чудотворный список Владимирской иконы Божией МатериXVII века – подлинная икона хранится в Третьяковской галерее.

Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество и столица всех русских земель перенесена из Киева во Владимир – тем самым была поставлена точка в истории Киевской Руси.

Успенский собор – действующий храм, где регулярно совершаются богослужения. При этом он один из объектов – памятников архитектуры – Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Перед Успенским собором расположена смотровая площадка, подковой выдающаяся вперед. С нее хорошо просматривается Клязьма и мост через нее. А где-то далеко внизу, под склоном, по железнодорожным путям движутся крошечные, кажущиеся игрушечными с такой высоты поезда.

Еще одно чудо домонгольского периода, на которое непременно стоит посмотреть, – Дмитриевский собор, построенный в конце XII века по приказу князя Всеволода Большое гнездо. Он расположен буквально рядом, здесь же, на Соборной площади, около здания Присутственных мест. Именно внешнее убранство храма представляет наибольшую ценность: знаменитая белокаменная резьба полностью сохранилась.

Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы включены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Побывав в этом исконно русском городе, вы непременно захотите снова сюда вернуться и полюбоваться просторами и видами, открывающимися со стороны Успенского собора, поклониться Владимирской иконе Божией Матери.

 

 

СУЗДАЛЬ

 

От Владимира до Суздаля совсем недалеко – всего 30 километров.

В прошлом Суздаль – столица Ростово-Суздальского княжества. И после того, как Андрей Боголюбский перенес административный центр во Владимир, город продолжал отстаивать свое первенствующее значение. С середины XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества.

Город подвергался нападениям и разграблениям со стороны то волжских булгар, то польско-литовских захватчиков, то крымских татар, но, несмотря на это, с XVI века Суздаль становится духовной жемчужиной Руси.

Именно в этом городе, весьма провинциальном сегодня, рождается иллюзия, что на дворе не XXI век, а много более ранние времена. Все дело в том, что Суздаль имеет статус города-музея. Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и целые улицы, и даже частные дома – весь город целиком признан музеем!

Суздальский кремль – самая древняя часть города, ведущая свою историю еще с X века. На его территории сохранился собор Рождества Богородицы – самый древний храм Суздаля, построенный «каменным зданием» в начале XIII века. Но так как храм был построен из известняка, верхняя часть постройки не сохранилась. Ее восстанавливали три столетия спустя уже из кирпича. Но вся нижняя часть постройки с рельефными изображениями и орнаментами дошла до наших дней без изменений.

В наши дни Рождественский собор – это действующий храм: тут совершаются богослужения – и одновременно часть музея-заповедника. Помимо сохранившихся с момента постройки фресок самой главной достопримечательностью собора Рождества Богородицы являются «златыеврата» с изображениями и древними письменами, которые можно буквально читать, как книгу.

Не оставляет равнодушным и колокольня XVII века, украшенная часами-курантами, на которых вместо привычных для нас цифр – буквы славянского алфавита. Завораживающий вид открывается с крепостных валов Суздальского кремля. По правую руку расположена Ильинская церковь – этакий пряничный домик на возвышенности.

Монастыри в Суздале: Спасо-Евфимиевский монастырь, Покровский женский монастырь, Александровский монастырь.

 

Покровская обитель была построена в XIV веке. Именно в нее ссылались неугодные представительницы знатнейших родов. Можно себе представить ощущение безнадежности и обреченности, царившее здесь. Ведь насельницы знали, что путь отсюда им заказан. А когда покидали земную юдоль, тела их захоранивали в склепе в стенах монастыря.

Сегодня монастырь ожил. В 1992 году здесь поселились первые за многие годы монахини.

Женская обитель очень красива. В центре – Покровский собор. Рядом расположена колокольня, которая соединяется с собором галереей. По периметру монастыря вы можете увидеть деревянные домики, предназначенные для келий насельниц обители, – своеобразная деревня внутри монастырских стен.

Обогнув стены Александровского монастыря с левой стороны, можно увидеть потрясающую панораму реки Каменки, Покровского собора и Спасо-Евфимиевского монастыря. Интересно, что изначально Александровский монастырь был основан Александром Невским как обитель женская. При Екатерине II монастырь был упразднен, и лишь в 2006 году его возобновили, но уже в качестве мужского монастыря.

 

 

 

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

 

В центре города есть всё – и прекрасные памятники святым людям, и действующий монастырь, и интересный музей. Тихий уклад и извилистая речушка с деревянными мостками делают картину ещё более гармоничной и патриархальной.

 

 

История города

 

Город в честь Георгия Победоносца

 

Город при слиянии рек Колокши и Гзы основал князь Юрий Долгорукий в 1152 г. Расположение его не было особенно выгодным с оборонительной точки зрения: в отличие от многих других городов, он не занял стратегической высоты над рекой. Но оно было выгодным в экономическом отношении, так как Юрьев стал центром Ополья – уникального для северо-востока Руси участка чернозёмов размером 30 на 70 км. По мнению почвоведов, эти чернозёмы образовались в результате выжигания нашими предками непроходимых лесов.

Юрий назвал город в честь своего святого – Георгия Победоносца и построил в нём Георгиевскую церковь.

От того времени остался земляной вал высотой до 7 м, образующий почти полное кольцо, внутри которого находятся Георгиевский собор, Михайло-Архангельский монастырь и деревянные дома современных горожан. Три разрыва в валу – следы дорог на Владимир, Переславль-Залесский и Москву.

Развитие после Смутного времени

После тяжёлого разорения 1612 г. во второй половине XVII в. Юрьев вступил в пору расцвета, так как находился на Стромынской дороге, соединявший Москву и Суздальский край. В Юрьеве располагалась таможня, через которую за год проходило товара на 100 тыс. руб. В XVIII в. в Юрьеве начало развиваться ткачество – к концу века работало 10 полотняных фабрик. Значение города упало после строительства московско-нижегородской железной дороги.

В 1708 г. Юрьев был приписан к Московской губернии. В 1778 г. он стал уездным центром Владимирской губернии. Город был маленьким, что позволило в плане застройки, утверждённом Екатериной в 1788 г., предусмотреть новый прямоугольный вал по границам города, в необходимости которого горожан убедило крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачёва. Но этот вал не был построен – границами города так и остались луга, на которых юрьевцы пасли скот.

Наиболее заметное гражданское строение дореволюционной эпохи в Юрьеве – Гостиный двор, состоящий из нескольких зданий, первые из которых были построены в 1873-1877 гг. (Советская пл., 1). Сохранились также Присутственные места с тюрьмой (1809 г., ул. 1 Мая, 9), почта (1860 г., ул. 1 Мая, 3), Дворянское собрание (1870 г., ул. 1 Мая, 26), пожарное депо (нач. XX в., Владимирская ул., 12), богадельня (1904 г., ул. 1 Мая, 16).

В начале XX в. в городе жило около 6000 человек, примерно пополам мещан и крестьян. Это говорит о том, что по сравнению с другими городами его жители в большей мере были заняты в земледелии. Даже немногочисленные купцы торговали в основном продукцией родной плодородной земли – хлебом и льном. А из промышленных предприятий в Юрьеве действовали три фабрики хлопчатобумажных тканей.

В городе тогда было 2 монастыря и 4 храма.

Город официально всё ещё назывался по старинке Юрьев Польской, но искажённое название Юрьев Польский уже преобладало в народе.

 

Святые

Благоверный князь Святослав Владимирский

После смерти в 1212 г. суздальского князя Всеволода Большое Гнездо Юрьев-Польский достался в удел его сыну Святославу (в крещении – Гавриилу), которому было тогда 16 лет. Город стал столицей удельного княжества.

Святослав многому научился у матери – княгини Марии, в иночестве Марфы, – которая последние 7 лет жизни лежала на одре болезни, но за всё благодарила Бога. Он воспринял Липицкую битву 1216 г., в которой русские (старшие братья Святослава) сражались против русских, как урок на всю жизнь. Святослав не жертвовал за власть своей душой и других старался мирить.

Святослав был женат на Евдокии Петровне, дочери святых благоверных муромских князей Петра и Февронии. У Святослава и Евдокии родились сын Димитрий и дочь Болеслава. В 1228 г. Святослав отпустил жену в муромский Борисоглебский монастырь, где она постриглась в монахини и подвизалась до смерти.

В битве с монголами на р. Сити, где погибло большинство владимирских князей, Бог спас Святослава и его сына Димитрия. В 1247 г. Святослав по праву старшинства получил великокняжеский стол, но вскоре был изгнан из Владимира своим племянником. После чего безропотно вернулся в Юрьев-Польский, где окончил свои дни в молитве и покаянии в 1252 г. После него княжил его сын Димитрий до своей смерти в 1269 г.

Сейчас мощи святого князя Святослава покоятся в Свято-Покровской церкви (1769). В её ограде также расположена церковь великомученика Никиты (1796). Память Святослава празднуется 3 (16) февраля.

 

Монастыри

Никольский Юрьев-Польский женский монастырь

Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 гг.

В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных СимеонаБогоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне.

Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, — местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений.

 

Свято-Успенский Космин мужской монастырь

Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным КосмойЯхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое.

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм.

В середине XVII века возведён Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек.

 

Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский)

Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава.

После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей.

В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу.

В надвратной церкви Иоанна Богослова (1670) выставлены картины и фарфор из имения Голицыных, а также несколько икон.

В соборе Архангела Михаила (1806) хранятся деревянные резные образа из сельских церквей; в их числе сильные образа Николы Можайского и Параскевы Пятницы XVII в. В этом храме регулярно совершаются богослужения.

 

Храмы

Георгиевский собор

По приказу Святослава Всеволодовича в 1230-1234 гг. разобрали церковь, построенную его дедом, Юрием Долгоруким, и на её месте возвели Георгиевский собор – белокаменное чудо, сверху донизу покрытое искусной резьбой.

В храме были похоронены благоверные князья Святослав Всеволодович и Димитрий Святославович. Мощи князя Димитрия были уничтожены в 1919 г.

Первоначально храм был вдвое выше, чем сейчас. В нынешних пропорциях храм восстановили в 1472 г., после того как он частично обрушился. При восстановлении перепутали резные плиты, в результате чего «книгу», изображённую создателями храма, теперь уже невозможно прочесть. Но в ней угадываются сюжеты отдельных «глав» – «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Даниил во рву львином», «Покров Богородицы», «Семь отроков» и др.

Сейчас храм принадлежит музею Юрьева-Польского и довольно часто бывает закрыт; о том, чтобы войти внутрь, необходимо договариваться с работниками музея (в Михайло-Архангельском монастыре). Внутри выставлены резные блоки, оказавшиеся лишними после реконструкции. В алтаре установлен Святославов крест – святое распятие, вырезанное в 1224 г. князем Святославом, по преданию, в память о чудесном спасении его ладьи, когда он возвращался в 1220 г. из победного похода на волжских булгар. Этот каменный образ издавна считается чудотворным; для поклонения ему приезжал в числе прочих и царь Михаил Романов.

 

Покровский храм (Юрьев-Польский)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых.

Яндекс.Метрика