Интересное о фанере: самые необычные и малоизвестные факты
Самая древняя вещь в мире, которая изготовлена из материала, который похож на фанеру, на данный момент считается той, что найдена археологами в Египте – шкатулка. Возраст изделия большой, потому что изготовление датируется 15 веком до нашей эры.
Материалов изготовления является кедр, который инкрустирован тоненькими пластинами черного дерева. В Древнем Египте древесина была исключительно привозной, поэтому ее стоимость была невероятно высокой.
А вот черное и красное дерево по особенному ценилось. Этим объясняется, что для изготовления ларчика была выбрана такая трудоемкая, но дающая возможность для экономии использования древесного массива.
Общие сведения
Обычная фанера (в привычном для нас виде) появилась куда позже. А вот в том время для экономии древесины в условиях дефицита материала куда позже римляне и греки использовали методы, которые напоминают фанерирование. Обычно фанера шла на изготовление предметов мебели и разных предметов бытового использования.
Чуть позже отдельные элементы шпона, которые назывались винирами, стали использоваться и для декоративных целей. В Античном мире, Древнем Египте, а еще в средневековой Европе фанеру делали своими руками. В качестве состава связующего типа для склеивания слоев шпона или виниров использовали разные натуральные клеевые составы, и, как правило, они были сделаны на основе природных смол.
Промышленное изготовление такого материала, как фанера с использованием специальных станков развернулось лишь в 18 веке, когда англичанин С. Бентам занялся разработкой и патентованием нескольких машин, которые были предназначены для шпонирования древесного массива, и для последующего склеивания слоев шпона.
Подробности производства
Фанера, которую делали промышленным способом, была куда дешевле той, что делали своими руками, а по качеству получалась даже лучше, и поэтому достаточно быстро смогла вытеснить полностью из оборота сделанные вручную изделия. Одновременно возросла качества более дешевой мебели из фанеры.
При этом подобные предмет мебели стали более доступны по стоимости. Есть несколько видов фанеры, которые можно увидеть на фото, но большим спросом и интересном пользуется именно ламинированная фанера, так как благодаря тому, что содержится в ФСФ и покрыто пленочным слоем, который придает большую устойчивость ко влаге и прочность, достигаются такие прекрасные результаты. Именно ламинированную фанеру используют в сложных для труда условиях – при высоких температурах и большом уровне влажности.
Первый в мире и единый стандарт на размер листа фанеры был 1.2*2.4 метра, и его приняли в 1928 году. Что касательно толщины, то единого стандарта нет до сих пор, спустя почти 100 лет – каждый большой производитель старается выпускать фанеры по своей линейке толщины листов. По этой причине в продаже вы можете найти фанерные листы самой разной толщины в границах от 6 до 76 мм
Производство фанеры в Российской Империи
На территории большой и могучей России фанеру стали изготавливать в начале 19 века, а центром ее производства стал талин. Д.М. Лютер (который по национальности является немцем), был владельцам Таллинской карандашной мануфактуры «Лютер и К», решил обратить внимание на особенности технологии по обтачиванию карандашного корпуса и решил попробовать использовать аналогичный способ, чтобы срезать шпон с толстого бревна, а после склеивал листы, и получил таким образом фанеру.
Эксперимент получится даже более, чем удачным, и в 1819 году он получил нужный для производства патент. Но на российском рынке фанера почему-то не пользовалась популярностью до конца 19 века, и тогда наследник изобретателя фанеры по-российски применять фанеру в качестве материала для создания днища венских стульев, которые в огромном количестве поставлялись в Москву и Санкт-Петербург.
Спрос на такие стулья был настолько большим, что Лютеру потребовалось срочное расширение производства, а том числе и для фанеры, а сам материал стал так популярен, что на него начали обращать внимание иные российские производители предметов мебели и не только они. Интересно из фактов о фанере то, началу «бума» на этот материал способствовало еще одно изобретение, которое тоже придумал и внедрил Лютер.
Одному из сотрудников лаборатории в этой компании удалось впервые получить (и, естественно, запатентовать) водостойкий клеевой состав. После того, как его внедрили в производство фанеры, появился сорт ФСФ, который стал очень популярен во многих отраслях. А мануфактура «Лютер и К» постепенно стала невероятно большим Таллинским мебельно-фанерным комбинатом.
Немного о хранении фанеры
Производители стараются упаковать листы фанеры в стопки, которые образуют пакеты, и перетягивают все прочной веревкой. Хранить материал следует строго в горизонтальном положении на особых поддонах.
Число листов в таком пакете может быть разным, и оно будет зависеть от толщины листов в пакете, а еще от других факторов. В помещении для хранения фанеры должны быть соблюдены определенные условия, а именно то, что влажность воздуха должна быть не больше 80%, температурный диапазон, который допускается от -40 до +50 градусов. Фанера обязательно должна быть защищена от воздействий атмосферных осадков, а еще от прямых лучей солнечного света.
Кроме того, обязательно должна быть вентиляция. При соблюдении всех условий, перечисленных выше, фанера может храниться без потери характеристик любое время.
Интересно, что фанера, которая является составляющей предметов мебели, на самом деле ранее использовалась не только для этого. Во времена Второй Мировой войны ее использовали в авиации, и делали из материала обшивку, а также фюзеляж самолетов. А во время нехватки материалов такой строительный материал с успехом играл роль топливных баков.
Итоги
В советское время фанера была материалом изготовления трубопроводов, который нужен для транспортировки углеводорода. На данный момент материал используют даже для обшивки парусных и моторных яхт. Это делает суда легкими, дает прекрасные технические показатели. Еще строительный материал используют для создания клюшек в хоккее, а также это самосмазывающийся материал для втулок и вкладышей подшипникв, иногда деталей и элементов машины.